Источники уголовного права, его система и метод
При рассмотрении теоретических аспектов, связанных с той или иной отраслью права принципиально важное значение имеет вопрос об источниках права. В этой связи необходимо отметить, что двоякое понимание источника права, утвердившееся в отечественной теории права, как источника права в материальном и в формальном (специальном) смысле позволяет четко выделить и рассмотреть ту внешнюю форму выражения, в которой объективируются и становятся общеобязательными в данном месте и в данный момент времени уголовно-правовые нормы.
С этой точки зрения единственным источником российского уголовного права является уголовный закон, выступающий в виде единого кодифицированного нормативного правового акта, имеющего силу федерального закона, - Уголовного кодекса Российской Федерации, принятого 13 июня 1996 г. и введенного в действие с 1 января 1997 г.
Данное обстоятельство подчеркивает уникальность уголовного права, поскольку приоритет уголовного закона в качестве основополагающего и единственного источника уголовного права установлен Конституцией.
Так, в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ в исключительном ведении федеральных органов государственной власти находятся уголовное право и взаимосвязанные с последним вопросы амнистии и помилования. Из этого положения следует, что субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие уголовную ответственность, а также регулирующие вопросы амнистии и помилования, а в случае принятия ими таких актов последние носят неконституционный характер.
Рассматривая Уголовный кодекс РФ в качестве основополагающего источника уголовного права, необходимо отметить существенные особенности данного нормативно-правового акта.
В первую очередь, следует сказать о том, что Уголовный кодекс является единым кодифицированным актом. Из этого следует, что ни один федеральный закон, устанавливающий преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия, не может быть принят без формального включения содержащихся в нем положений в структуру действующего УК (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3). Единственным исключением из этого правила является ч. 3 ст. 331 УК, устанавливающая, что уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством военного времени, то есть допускающая принятие отдельного от УК федерального закона.
Во-вторых, уголовный закон обладает четко определенной структурой, на основе которой формируется система уголовного права. УК РФ делится на Общую и Особенную части, которые, в свою очередь, состоят из разделов и глав, последовательно нумеруемых римскими и арабскими цифрами начиная с "I" и "1" соответственно. Низшей структурной единицей Кодекса являются статьи, последовательно нумеруемые арабскими цифрами начиная с "1". В случае добавления в УК статьи (главы, раздела) она помещается после статьи (главы, раздела), посвященной наиболее смежному с вновь включаемыми положениями предмету регулирования, и обозначается номером этой статьи (главы, раздела) с добавлением верхнего индекса 1, 2 и т.д. (к примеру, ст. ст. 215.1, 215.2 УК). В случае исключения из УК статьи (главы, раздела) нумерация остальных статей (глав, разделов) не меняется, если иное специально не оговорено законодателем.
Как было указано, именно структура Уголовного Кодекса определяет систему уголовно-правовой отрасли.
В литературе нередко под системой уголовного права понимается система уголовного законодательства. Однако эти понятия являются неравнозначными.
Системы уголовного права и уголовного законодательства - несовпадающие понятия, поскольку уголовное законодательство является хотя и основным, но не единственным источником уголовного права. Нормы уголовного законодательства сосредоточены только в УК РФ (ст. 1), а нормы уголовного права закреплены не только в Уголовном кодексе, но и в Конституции РФ и ратифицированных Россией международно-правовых актах.
Систему уголовного права можно рассматривать с точки зрения:
1) характера уголовно-правовых отношений;
2) его источников и
3) структуры уголовного законодательства.
1) характера уголовно-правовых отношений;
2) его источников и
3) структуры уголовного законодательства.
По содержанию уголовно-правовых отношений можно выделить три основных элемента уголовного права:
1) уголовное законодательство;
2) законотворчество и
3) правоприменение.
1) уголовное законодательство;
2) законотворчество и
3) правоприменение.
Взаимосвязь уголовного законодательства и правоприменения более чем очевидна, поскольку суды и другие правоприменительные органы в сфере уголовной юстиции осуществляют свою деятельность на основе его норм. Не столь очевидно она просматривается между уголовным законодательством и законотворчеством в этой области. В этой связи необходимо иметь в виду, что законодатель, принимая те или иные решения по дополнению и изменению соответствующих положений уголовного законодательства, должен исходить из всех действующих его норм.
Следует отметить, что систему уголовно-правовой отрасли можно рассматривать и с формально юридической точки зрения. В этом случае следует отметить, что систему уголовного права формируют особенные правовые институты.
Под институтом права обычно понимается совокупность тесно взаимосвязанных между собой норм, регулирующих близкие по своему содержанию общественные отношения или какую-то одну сторону отдельно взятого общественного отношения.
Исходя из указанного определения, систему уголовного права можно рассматривать как совокупность пяти генеральных институтов:
1) уголовный закон;
2) преступление;
3) обстоятельства, исключающие преступность деяния;
4) наказание и
5) освобождение от уголовной ответственности и наказания.
В свою очередь, эти институты включают в себя определенные субинституты. Например, институт преступления объединяет такие субинституты, как понятие и категории преступлений, множественность преступлений, субъект преступления, вина, неоконченное преступление, соучастие в преступлении.
1) уголовный закон;
2) преступление;
3) обстоятельства, исключающие преступность деяния;
4) наказание и
5) освобождение от уголовной ответственности и наказания.
В свою очередь, эти институты включают в себя определенные субинституты. Например, институт преступления объединяет такие субинституты, как понятие и категории преступлений, множественность преступлений, субъект преступления, вина, неоконченное преступление, соучастие в преступлении.
Содержание институтов уголовного права составляют нормы как Общей, так Особенной частей. Так, институт наказания определяет не только перечень наказаний и их виды (ст. ст. 44 - 59 УК), но и санкции норм Особенной части УК РФ.
Завершая рассмотрение вопроса о системе уголовного права, следует отметить, что данное понятие невозможно представлять в качестве совокупности не связанных между собой юридических норм. Речь в данном случае должна идти о совокупности институтов уголовного права, характеризующихся структурной упорядоченностью и внутренним единством. Такое единство характерно и для норм, составляющих содержание отдельного института. В связи с вышесказанным, очевидно, что системность уголовного права является важнейшим его свойством, позволяющим Уголовному Закону выполнять главную функцию - эффективно регулировать общественные отношения.
В контексте анализа практического применения уголовно-правовых норм важное значение приобретает вопрос о методе регулирования, применяемого в уголовно-правовой отрасли. Необходимо отметить, что данный вопрос является одним из самых дискуссионных в науке.
В этой связи, представляется возможным согласиться с точкой зрения исследователя Ю.В. Голика о том, что принуждение и поощрение являются двумя основными методами правового регулирования в сфере действия уголовного закона.
Принуждение применяется к лицам, преступившим грань дозволенного. Оно выражается в лишении человека неких благ (от имущества до свободы и даже жизни). Поощрение - к лицам, испытывающим раскаяние, стремящимся вернуться к честной, законопослушной жизни и предпринимающим в этом направлении конкретные, одобряемые обществом шаги. Выражается оно в освобождении от обременений, налагаемых (или могущих быть наложенных) на лицо в связи с совершенным деянием. Без принуждения уголовное право перестает быть уголовным и не может даже называться правом при нынешнем уровне развития общественной морали и общественных отношений. Без поощрения уголовная юстиция теряет смысл, поскольку любые усилия человека загладить свою вину перед обществом не будут получать подкрепления и в конечном счете начнут постепенно затухать, наказание будет носить исключительно возмездный характер.
Представляется, что эти два метода находятся в известном противоречии, тем не менее, представляется, что дальнейшее прогрессивное развитие уголовно-правовой отрасли связано именно с его ликвидацией.
Рассмотрев указанные теоретические аспекты, связанные с уголовно-правовой отраслью, перейдем к анализу функций, принципов и задач уголовного права.