Принципы уголовно-исполнительной политики
Принципы – это вытекающие из требований политики государства общие руководящие начала, обусловливающие все содержание деятельности соответствующих органов при исполнении уголовных наказаний.
Принципы уголовно-исполнительной политики, выраженные в правовых нормах, становятся принципами уголовно-исполнительного права.
Имеются три группы принципов уголовно-исполнительного права:
1) общеправовые;
2) межотраслевые;
3) отраслевые.
I Общеправовые принципы: демократизм, законность, гуманизм.
Общеправовыми они называются потому, что присущи всем отраслям права; межотраслевыми - потому, что присущи смежным отраслям права: уголовному, уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному; отраслевыми - потому, что присущи только одной отрасли права: уголовно-исполнительному.
Принцип демократизма отражает сущность многих институтов и норм уголовно-исполнительного права. Прежде всего, он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) подчеркивается, что “каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности”. Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденный, прежде всего к лишению свободы, существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности.
Принцип демократизма заключается в следующем:
а) законы, регулирующие исполнение наказания и применение к осужденным исправительного воздействия выражают волю народа. Так, например, проект нового Уголовно-исполнительного кодекса обсуждался в средствах массовой информации.
б) руководство деятельностью исправительными учреждениями строится на основе демократического централизма. То есть централизованное руководство органами, исполняющими наказание, сочетается широкой самостоятельностью местных органов власти и управления.
в) основное содержание этого принципа составляет положение о том, что уголовно-исполнительное законодательство исходит из равенства всех осужденных перед законом независимо от национальности, языка, происхождения, социального положения, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.
г) принцип демократизма выражается в демократичном характере процесса исправления осужденного он не только объект, но и субъект воспитания.
д) принцип демократизма выражается и в широком участии общественности в исправлении осужденных и в осуществлении общественного контроля за работой исправительных учреждений.
Принцип законности — конституционный и закреплен в ряде статей Конституции Российской Федерации (ст.ст. 4, 13, 15, 17 — 19 и др.), а также в международных документах. В уголовно-исполнительном праве он выражен в обеспечении верховенства закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере.
Принцип законности выражается в следующем:
а) он пронизывает всю деятельность исправительных учреждений, так как эти учреждения по своему значению призваны воспитывать в духе уважения к закону лиц, осужденных за его нарушение,
б) основой его является неуклонное соблюдение и точное исполнение законов и подзаконных актов всеми органами, учреждениями и должностными лицами, исполняющими наказание. Факты беззакония в местах лишения свободы имеют повышенную общественную опасность, так как способствуют росту рецидивной преступности.
в) соблюдение законов и требований режима осужденными,
г) соблюдение законов и подзаконных актов представителями общественности,
д) контроль за соблюдением законности в деятельности органов, исполняющих наказание, осуществляется Генеральным Прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами. Проводится также контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебный и ведомственный контроль.
Принцип гуманизма уголовно-исполнительного права отражен во многих институтах и нормах УИК и других законах, регулирующих исполнение наказания, он закреплен во многих международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Так, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим образом: “Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности”
Принцип гуманизма заключается в следующем:
а) общество не отказывается от преступника, как от своего члена, а стремится исправить его. Вся деятельность исправительных учреждений направлена на ресоциализацию осужденных.
Поэтому суровая мера государственного принуждения – уголовное наказание – является гуманной, так как с его помощью общество борется за человека, совершившего преступление, за то, чтобы он стал честным, нужным обществу гражданином.
б) гуманизм проявляется в справедливом отношении к осужденным,
уважении их чести и достоинства. Исполнение наказаний не имеет целью причинение физических страданий или унижение достоинства человека.
в) принцип гуманизма находит выражение в установлении гуманных условий отбывания наказания: жилищно-бытовые условия в местах лишения свободы соответствуют санитарным нормам, питание обеспечивает нормальную деятельность организма, осужденным оказывается медицинская помощь, труд организуется с соблюдением охраны труда и техники безопасности.
Требованием гуманности отвечают и нормы закона о поддержании контактов с родственниками и иными лицами, возможности получать от них посылки, бандероли, передачи.
Особой гуманностью отличаются условия установленные для беременных, несовершеннолетних, инвалидов и женщин, имеющих малолетних детей. Им создаются улучшенные жилищно-бытовые условия, повышены нормы питания.
г) за хорошее поведение и честное отношение к труду к осужденным применяется целая система мер поощрений.
д) отражением принципа гуманизма является прогрессивная система, то есть изменение условий отбывания наказания в зависимости от поведения осужденных.
Лица, твердо вставшие на путь исправления, могут быть переведены на улучшенные условия содержания, а также из тюрьмы в исправительную колонию, из исправительной колонии – в колонию-поселение.
е) проявлением заботы о судьбе осужденных проникнуты нормы об оказании помощи лицам, освобожденным от наказания, о праве на пенсию и возмещение вреда лицам, утратившим трудоспособность во время отбывания наказания.
ж) к лицам, доказавшим свое исправление, может быть применено условно-досрочное освобождение от наказания или замена его более мягким.
з) от отбывания наказания освобождаются лица, заболевшие душевной
хронической или иной тяжкой болезнью.
и) выражением гуманности является возможность применения амнистии и помилования.
II. Межотраслевые принципы: равенства осужденных перед законом; дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний.
1) Принцип равенства осужденных перед законом заключается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящиеся в одних условиях отбывания наказания. Принцип равенства всех перед законом основывается на равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения.
2) Принцип дифференциации. Он отражает необходимость распределения всей массы осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений: гражданству (есть специальные колонии для иностранцев); полу (мужские и женские); возрасту (есть колонии для несовершеннолетних); тяжести совершенного преступления (колония строгого режима); судимости (колонии особого режима).
Дифференциация обуславливает установление законом для каждой категории осужденных своего комплекса ограничений. Согласно ст. 8 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными различные категории заключенных содержатся в раздельных заведениях или в разных частях одного и того же заведения, с учетом пола, возраста, предшествующей судимости, юридических особенностей их заключения и предписанного обращения с ними. Одним из методов реализации принципа дифференциации наказания является классификация осужденных к лишению свободы в зависимости от видов условий содержания осужденных в колонии. Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает: в исправительных колониях трехступенчатую (обычные, облегченные, строгие), а в воспитательных колониях – четырехступенчатую (еще льготные) классификации условий отбывания наказания.
3) Принцип индивидуализации. Он выражается в требовании строгого индивидуального подхода к каждому осужденному, то есть выборе нужных именно данному осужденному мер воздействия.
Такой подход определяется на основе изучения личности осужденного с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, обстоятельств дела, степени опасности самого преступника, его поведения во время отбывания наказания. Индивидуальный подход означает выбор нужных именно данному осужденному мер воспитательного характера (зачисление в общеобразовательную школу, привлечение к профессиональному обучению, поручение какого-то дела и т. п.). Упор делается на характер и степень социально-нравственной запущенности личности.
Индивидуализация наказания на стадии его исполнения означает, во- первых, изменение объема кары в зависимости от поведения осужденного, во-вторых, изменение содержания исправительного воздействия. Иными словами, индивидуализация наказания на стадии его исполнения становится индивидуализацией карательно-воспитательного воздействия в целом.
Необходимо ставить задачи по исправлению осужденных и ориентировать работников исправительных учреждений на проведение воспитательной работы с каждым осужденным.
III. Отраслевые принципы: рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных; стимулирование правопослушного поведения; соединение наказания с исправительным воздействием.
Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных. Рациональность применения мер принуждения главным образом заключается с одной стороны в минимальности и мягкости репрессии с другой стороны в ее достаточности и соразмерности.
Каждому виду наказания свойственен свой набор средств исправления осужденных применяемых в конкретных условиях исполнения наказания.
Принцип стимулирования правопослушного поведения предполагает, прежде всего, применение правовых стимулов регулирующих изменение условий содержания осужденных. Большое значение в стимулировании правопослушного поведения играют поощрительные нормы, улучшающие правовое положение осужденных.
Нравственное воспитание способствует развитию таких положительных качеств у осужденных, как честность, любовь к людям. С этой целью в исправительных учреждениях разрешается деятельность религиозных организаций.
В то же время трудно переоценить роль труда в исправлении осужденных. Воспитательное значение общественно полезного труда емко и всесторонне. В труде познается его необходимость и воспитывается потребность в трудовой деятельности.
Принцип соединения наказания с исправительным воздействием. Наказание должно быть не только карой, но и исправлять, воспитывать осужденного. Иногда этот принцип называется принципом возможности исправления каждого лица, совершившего преступление, тем самым, проводя идею о возможности исправить каждого правонарушителя. Но есть категория лиц с устоявшимися преступными наклонностями и не всегда их исправление возможно.
Исправительное воздействие представляет собой широкий комплекс воспитательных мероприятий: воспитательная работа, труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка.
Общеобразовательное обучение способствует повышению культуры и сознательности осужденных и имеет значение для получения ими специальности. Профессиональная подготовка создает возможности для приобщения к трудовой деятельности.
В нашем центе авторских научных работ осуществляется написание кандидатских диссертаций профессиональными авторами, действующими Кандидатами наук, а по некоторым специальностям и Докторами наук, что является лучшей гарантией качества для Вас.
Как и любой вид научно-исследовательской работы, кандидатская диссертация предполагает подбор и изучение технических или гуманитарных источников, периодических изданий, рукописей и прочей научной литературы. Все эти действия требуют много времени, а при современной занятости его то и не хватает. Но решить этот непростой вопрос возможно: стоит только заказать написание кандидатской диссертации у наших специалистов, и вы освобождаетесь от постоянного поиска источников, написания научного текста и многих других действий, связанных с написанием кандидатской диссертации, а так же можно тратить высвободившееся время по своему усмотрению.
Первым этапом на пути к написанию и защите кандидатской диссертации является подбор темы по вашей специальности. Тему научного исследования можно подобрать самостоятельно, а так же Вам может помочь научный руководитель, или наши специалисты. После утверждения темы на кафедре наши специалисты разработают подробный план или план-проспект, который необходимо обязательно согласовать с научным консультантом.
Написание кандидатской диссертации нашими авторами начинается с такого важного момента, как утверждение темы и плана. Работы мы отдаем на проверку заказчику поэтапно, по мере готовности каждой главы вашей кандидатской диссертации, для ознакомления с проделанной работы и вас и вашего консультанта.
Завершением нашего сотрудничества является Ваша успешная защита кандидатской диссертации.
При необходимости, наши автор может использовать ваши наработки и включать в вашу работу. Кроме того, при необходимости автор подготовят автореферат и статьи ВАК и обычные, а так же речь к защите кандидатской диссертации и ответит на любые интересующие вас вопросы.